Зачем мы живём? В чём смысл?

09.07.2023

Беседа Алексея Ильича Осипова с волонтёрами

Мы все слышим «Христианство», «Православие», «Русская Православная Церковь». Серьезные имена, значения, слова. Но что за этим всем скрывается? В основном большинство людей видят что? Ну если придут в храм, видят иконы, свечи, лампады. Видят духовенство, которое выходит в очень интересных «нарядах». Ну чего-то такое произносят. Поёт хор. Иногда поют очень здорово.

Вот общее представление о православии как таковом. Об одной из ветвей христианства. Но мне то хочется сказать не об этой «одежде». Ну представьте себе, вас хотят познакомить с каким-то человеком, но вместо него показывают его костюм. Вы скажете «спасибо конечно, а он то где?». Именно вот так, очень часто, мы имеем представление о православии только по его костюму. А что за ним скрывается?

Вот человек — это что, просто биологическое существо? Или у него ещё что-то есть?

Вы знаете, ведь неудивительно, что уже 1000 лет на Руси христианство в этой православной форме существует. И множество тех людей, которые в нашей истории занимают видное место, были именно людьми православными, и показали то многое, что они могли сделать, будучи таковыми. О чем оно говорит? Вот мы изучаем законы природы? Изучаем, конечно. Знаем и законы Ньютона, Паскаля. А вы знаете какая любопытная вещь? Вот человек — это что, просто биологическое существо? Или у него ещё что-то есть? Говорят «ну как, ведь же он отличается от кошек и собак.» А чем? Умом, самосознанием, волей. Он ставит вопросы, которые не стоят перед животным миром. А какие вопросы? Ну например вопрос «А зачем я живу?»

Ну ладно, пока человек здоров, он счастлив, тут нет никаких проблем. Заболел.. Что-то случилось. А вдруг какие-то непреодолимые препятствия. А вдруг мой друг, которого я люблю, всё. Нет его. Как? Он умер? Как это такое понять? Помните что Пушкин написал?

Дар напрасный, дар случайный
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль какою тайной силой
Ты на казнь осуждена?
А.С. Пушкин

Вот это да, действительно. Человек рождается и исчезает? Пушкин умный был человек. Но собственно ума много не надо чтобы задаться вопросом «а зачем же человек живет?». Ведь надо понять простую вещь: есть только два варианта, два смысла нашего существования:

  1. Родился, прожил и исчез;
  2. Личность, я, не может умереть. Личность существует, не подвержена смерти.

Всего только два эти варианта, перед которыми останавливается любой человек, который способен думать.

Всю историю человечества, было есть и будет, в каждом человеке, идет вот это соревнование этих двух начал.

В человеке всегда идет борьба между двумя этими полюсами. Или двумя уровнями человеческого существования. Одно — это моё я, личное, нравственное, интелектуальное. И другое — животное. И как всегда, кто кого в этот раз победит. Помните, у Тютчева есть слова такие «Ах две души живут в груди моей, и рвутся врозь и жаждут разделения». Действительно, вот они, два начала, которые живут в человеке. Всю историю человечества, было есть и будет, в каждом человеке, идет вот это соревнование этих двух начал.

Представьте себе, мы плывём на прекрасном корабле, и вдруг объявляют: корабль получил пробоины, которые в любой момент приведут к затоплению, вместе со всеми кто на борту. Что делать? Ну, варианта два. Можно подождать, может еще не скоро перевернется. И можно сходить в ресторан. Или же искать средство спасения. Что мы скажем о человеке, которому сказали что корабль перевернется, а он начинает свою каюту охаживать, еще и у других вещи воровать и так далее. Скажут — сумасшедший. Кто из нас не знает, что каждый из кораблей, это я. Кто из нас не знает что рождённый должен будет умереть? И что мы сделаем тогда? Отсюда и рождаются два мировоззрения. И как важно как можно раньше определиться, чему я отдам предпочтение. Я не знаю как проживу, сколько. Хотя я точно знаю что конец известен. И что? В этом вся жизнь? Если человек — просто биологическое существо, его и других ожидает смерть. И всё.

И все исчезнут. Но какой тогда смысл существования?

Странно, когда человек, которого называют Хомо Сапиенс, человек разумный, и вдруг он не думает. Вернее думает о том, куда пойти, где учиться, что купить. Но странное дело, не думает, зачем я живу? Неужели для того, чтобы умереть? Два мировоззрения, две веры. Одна из них: ты умрёшь и всё, твое добро, зло, правда, ненависть — всё исчезнет. И все исчезнут. Но какой тогда смысл существования?

Другое мировоззрение утверждает, что личность неуничтожима. Существует высший закон бытия. Существует не просто так. И до сих пор большинство человечества, пока, говорит о том, что есть высший разум, интеллект, закон бытия. И что человек, в отличие от животного мира, обладает уникальным свойством — личностью, которая неуничтожима.

Бог — это не просто разум, и совсем не та справедливость, о которой мы все говорим. Бог — есть дух, который является любовью. Бог есть Любовь.

Христианство, я вам скажу, открыло то, чего, кстати, даже и другим религиям неизвестно. Все говорили о боге, но говорили как: всемогущий, справедливый, может делать все что угодно. Христианство сказало: Бог — это не просто разум, и совсем не та справедливость, о которой мы все говорим. Бог — есть дух, который является любовью. Бог есть Любовь. Если бы вы изучали историю религий, вы были бы поражены. Это беспрецедентное явление в истории религиозной мысли. Оказывается Бог — не просто разум высший, или высшая правда. А Любовь. Как только мы сказали «Бог» — мы сказали — это закон бытия. Нашего человеческого бытия. Что такое закон? Вы знаете? Вот с третьего этажа лучше по лестнице пойти, чем выпрыгнуть в окошко. Почему? Закон тяготения.. Поломаем ручки, ножки..

Поразительно, мы изучаем законы физические, психологические, юридические. Одного только закона не изучаем. Как будто человек — это животное. Оказывается существует закон нашего духа. Человеческий закон. И высшим законом человеческой жизни является закон Любви. Ибо Бог есть Любовь. Вы же понимаете, когда мы говорим «Бог», то мы говорим об источнике всего бытия. Когда мы говорим о Боге, мы говорим о духе, который не ограничен ни пространством ни временем. Как закон тяготения, где он присутствует? Ну всюду. Мы все в нём. Так и здесь, то же самое. И этим основополагающим законом нашей жизни является закон Любви. Вот что утверждает христианство. 

Что из этого следует? Очень простые вещи. Я следую этому закону — мне будет благо, и мне и другим. Я нарушаю этот закон Любви — будет прежде всего плохо мне и другим. Помните третий закон Ньютона? Действие равно противодействию. Чем хуже я, оказывается, отношусь к другому человеку, тем более если ему дурное что-то делаю. Тем хуже себе делаю.

Грех это противоестественное действие, нарушение, которым я калечу кого? Себя!

Христианство утверждает что грехом знаете что называется? Это то деяние, или делом, или словом, или чувством или мыслью, которым я нарушаю закон Любви. Грех это противоестественное действие, нарушение, которым я калечу кого? Себя! Кажется я делаю зло другому, на самом деле я калечу себя. Когда я делаю добро другому, я делаю этим самы добро себе. И прежде всего добро себе. И чем более бескорыстно я это совершаю, тем большую силу имеет это действие на меня и на других. Кстати, почему так ценится именно бескорыстное желание добра по отношению к кому бы то ни было. Ибо любовь не знает корысти. Там, где корысть, там уже нет Любви. Бескорыстное желание помощи, бескорыстное осуществление — вот оказывается что приносит человеку благо внутреннее и благо внешнее. Ибо основным законом бытия является именно этот закон.

Очень многие не понимают и думают что грех — это совершить что-то против закона, который Господь Бог издал. Например, нельзя завидовать другому человеку. Буду завидовать — Бог меня накажет. Не будем ошибаться! Нарушением я сам себя калечу, а не Бог меня наказывает. Если я прыгаю с третьего этажа и ломаю себе ноги руки, это что, меня Бог наказал? Нет, это мы понимаем. Когда касается вопросов нашей духовной жизни, мы никак не понимаем важнейших вещей. Оказывается, когда я ненавижу другого человека, я себе «вонзаю нож, в своё тело».

Святой Василий Великий одну свою проповедь начал словами: «и не зарождалась в душах человеческих более пагубной страсти нежели зависть». И дальше продолжает: «Посмотрите на завистливого человека, что с ним происходит?». Он страдает от того, что твоим ближним, соседям, товарищам. Им вдруг лучше чем тебе.. И что происходит? Кто страдает, когда завидует? Он сам.

Не делай, не чувствуй и не желай никогда никому никакого зла. И получишь в душе мир, который чрезвычайно важен для человеческого счастья.

Христианство, в частности православие, утверждает, что наша жизнь должна быть направлена в русло любви. Любовь приобретается порядочностью, нравственностью. Безнравственный человек не может любить. Нарушение норм нравственной жизни уничтожает это прекрасное свойство в человеке. Любовь — это высшее состояние, которое может получить человек. Она приобретается правильной жизнью. Что это за правильная жизнь? Прежде всего не делай другому того, чего не хочешь себе. Хочешь, человек, быть счастливым? Никогда не делай другому того, чего не хочешь себе.

Христианство говорит не только о делах, а о наших чувствах. Не желай человеку того, чего не желаешь себе. Христианство обращает внимание на внутренний мир человека. Не делай, не чувствуй и не желай никогда никому никакого зла. И получишь в душе мир, который чрезвычайно важен для человеческого счастья.

Друзья мои, сейчас мы стоит перед таким выбором, которого никогда еще в истории не было. Никогда не было такого развития средств массовой информации, как сейчас. Интернет, телевидение, радио. И 99% информации на что направлено? Подавляющая волна информации направлена на разврат, убийства, насилие, измены, кровь, муки, страдания. В кого нас хотят превратить? Как будто хотят нас «оскотинить». Чтобы мы жили только этой животной средой, и больше ничего. Почему нельзя показать великодушие, твердость, мужество, красоту? Нет. Чем безобразнее тем «моднее».

Я говорю что мы, живущие сейчас, стоим перед таким серьезным выбором, которого никогда не было. Один из наших очень громких философов, Владимир Соловьев, говорил: «сила духа человека прямо пропорциональна силе побеждаемых страстей». Чем более я могу руководить своими душевными свойствами, тем сильнее укрепляется дух человека. Тем большее благо я получаю.

Христианство, православие, говорит о том, что тот человек, который действительно будет следовать. Следовать чему? Приносить себе благо. Вы подумайте только. Оно говорит: «человек, не ходи по битому стеклу, не рань себя». Всё что называет православие грехом — не делай. Постарайся не завидовать, не лукавить, не лицемерить. И тут с другой стороны доносится «Ну что вы, нет никакой разницы между добром и злом». Вот в какую эпоху мы живём.

Тот, кто помогает другим ради добра. Ради осуществления вот этого закона любви к человеку. В той мере, в которой он способен. Особенно обращаю внимание: с внутренним чувством благожелательности. Тот человек непременно уже, если хотите, по своему настрою, является христианином. Ибо нет большей и высшей заповеди в христианстве как одна заповедь: Бог есть Любовь.

Один из поэтов написал замечательные слова. Я вам их зачитаю, уверен, они вам понравятся.

Ночь смотрит тысячами глаз,
А день глядит одним
Но солнца нет — и по земле
Тьма стелется как дым.
Ум смотрит тысячами глаз
Любовь глядит одним
Но нет любви — и гаснет жизнь
И дни плывут как дым.