Проект благотворительного фонда "Начало жизни" Подробнее

Какой самый опасный грех?

23.07.2023

Фрагмент из выступления профессора Алексея Ильича Осипова

Какой самый опасный грех? Чего особенно надо человеку бояться? Грех, который особенно является началом страсти. И порождает скорее всего страсть. 

Вот вы думаете что я скажу, там, гордость, например. Или жадность. А вот и не скажу, совсем нет. Ещё что-нибудь. И ещё что-нибудь не так. Назовите любой: я скажу "нет, всё равно нет". 

Но по секрету, скажу конечно. Самый страшный грех. Это тот грех, который совершается без насилия страсти, добровольно, легко. Ничто меня к нему не влечет. А просто, взял и сделал. Могу не делать, могу. А могу и сделать. Вот это самый страшный грех

Могу не делать, но делаю...

Я знаю что это нехорошо, я знаю что лучше этого избегать. И без всякого насилия, ещё раз повторяю, какой-либо страсти. У меня нет к этому страсти. А я это совершаю. Самый ужасный это грех. Ну какое насилие, понятно: если я, например, всю жизнь выпиваю, то я не могу не выпить. Или не закурить. Или не могу, даже скажу, обругаться. 

Это самый опасный грех, с которого начинаются потом те грехи, с которыми человек не может справиться. Все эти страсти — это то, когда мы совершаем явный грех, к которому сейчас меня никто не понуждает и я могу этого не делать. 

Вот например. Какой-нибудь пример надо же привести. Разговариваем о каком-то человеке. И я что-то такое о нём знаю, ну, не очень хорошее. Иногда меня влечёт с такой силой, что я не могу не сказать, ну что вы. А иногда я чувствую, что я могу сказать, могу не сказать. У меня "из души не прёт". И я понимаю, что я если сейчас скажу, будет нехорошо. Я могу, и имею все силы не говорить, и я всё-таки говорю. Это пример. Это во всех сферах грехов можно найти. 

Самый опасный грех. Он является началом, если хотите, навыка. Но даже не в этом суть дела. А суть дела в другом. Что этот грех означает мой добровольный выбор греха. В то время, когда я совершенно спокойно стою перед выбором. Не толкает меня никто, а я стою. И я избираю: Бог или против Бога. Я просто спокойно избираю. Вот что страшно. Вот здесь я показываю направление своей воли. Направление, выбор своей жизни. В этом, кажется, мелком, небольшом акте. Ну подумаешь, ничего, это, кажется, и не значит.

Вот тут надо поверить святым отцам. Они утверждают, это самый опасный грех. Более того, преподобный Марк Подвижник, например, прямо говорит:

Причиною всех наших невольных грехов (это когда "не могу уже, не могу") являются наши произвольные грехи
преподобный Марк Подвижник

Произвольные, когда я свободен, у меня нет страсти, влечения, понуждения. А я просто "ну подумаешь, какой это грех? Чепуха, мелочь..". Они утверждают, что именно этим свободным актом, когда я еще не являюсь "рабом", я фактически избираю вместо Бога — дьявола. 

А о том, что это такое, избрать вместо Бога дьявола, есть очень серьезное предупреждение. Мы никогда не знаем, в какой степени этот, по видимости, мелкий грех, но совершаемый добровольно, он не свяжет нас с дьяволом. 

Преподобный Антоний Великий очень строго предупреждает и пишет: когда мы стараемся жить по заповедям, стараемся. И если даже "спотыкаемся", но каемся. Мы движемся куда? Повернуты лицом к Богу. Тогда мы действительно соединяемся с Божественной Благодатью. С Ангелами Божиими. Когда же мы добровольно грешим, тогда мы соединяемся с демонами мучителями. Он предупреждает, обращается "Вы, христиане, знайте это". Почему апостолы пошли на проповедь. Почему Христос сказал "идите, научите все народы". По Любви, потому что не знают люди. Идут — и попадают в "сети" дьявола.