Фрагмент из выступления профессора Алексея Ильича Осипова
Какой самый опасный грех? Чего особенно надо человеку бояться? Грех, который особенно является началом страсти. И порождает скорее всего страсть.
Вот вы думаете что я скажу, там, гордость, например. Или жадность. А вот и не скажу, совсем нет. Ещё что-нибудь. И ещё что-нибудь не так. Назовите любой: я скажу "нет, всё равно нет".
Но по секрету, скажу конечно. Самый страшный грех. Это тот грех, который совершается без насилия страсти, добровольно, легко. Ничто меня к нему не влечет. А просто, взял и сделал. Могу не делать, могу. А могу и сделать. Вот это самый страшный грех.
Я знаю что это нехорошо, я знаю что лучше этого избегать. И без всякого насилия, ещё раз повторяю, какой-либо страсти. У меня нет к этому страсти. А я это совершаю. Самый ужасный это грех. Ну какое насилие, понятно: если я, например, всю жизнь выпиваю, то я не могу не выпить. Или не закурить. Или не могу, даже скажу, обругаться.
Это самый опасный грех, с которого начинаются потом те грехи, с которыми человек не может справиться. Все эти страсти — это то, когда мы совершаем явный грех, к которому сейчас меня никто не понуждает и я могу этого не делать.
Вот например. Какой-нибудь пример надо же привести. Разговариваем о каком-то человеке. И я что-то такое о нём знаю, ну, не очень хорошее. Иногда меня влечёт с такой силой, что я не могу не сказать, ну что вы. А иногда я чувствую, что я могу сказать, могу не сказать. У меня "из души не прёт". И я понимаю, что я если сейчас скажу, будет нехорошо. Я могу, и имею все силы не говорить, и я всё-таки говорю. Это пример. Это во всех сферах грехов можно найти.
Самый опасный грех. Он является началом, если хотите, навыка. Но даже не в этом суть дела. А суть дела в другом. Что этот грех означает мой добровольный выбор греха. В то время, когда я совершенно спокойно стою перед выбором. Не толкает меня никто, а я стою. И я избираю: Бог или против Бога. Я просто спокойно избираю. Вот что страшно. Вот здесь я показываю направление своей воли. Направление, выбор своей жизни. В этом, кажется, мелком, небольшом акте. Ну подумаешь, ничего, это, кажется, и не значит.
Вот тут надо поверить святым отцам. Они утверждают, это самый опасный грех. Более того, преподобный Марк Подвижник, например, прямо говорит:
Причиною всех наших невольных грехов (это когда "не могу уже, не могу") являются наши произвольные грехипреподобный Марк Подвижник
Произвольные, когда я свободен, у меня нет страсти, влечения, понуждения. А я просто "ну подумаешь, какой это грех? Чепуха, мелочь..". Они утверждают, что именно этим свободным актом, когда я еще не являюсь "рабом", я фактически избираю вместо Бога — дьявола.
А о том, что это такое, избрать вместо Бога дьявола, есть очень серьезное предупреждение. Мы никогда не знаем, в какой степени этот, по видимости, мелкий грех, но совершаемый добровольно, он не свяжет нас с дьяволом.
Преподобный Антоний Великий очень строго предупреждает и пишет: когда мы стараемся жить по заповедям, стараемся. И если даже "спотыкаемся", но каемся. Мы движемся куда? Повернуты лицом к Богу. Тогда мы действительно соединяемся с Божественной Благодатью. С Ангелами Божиими. Когда же мы добровольно грешим, тогда мы соединяемся с демонами мучителями. Он предупреждает, обращается "Вы, христиане, знайте это". Почему апостолы пошли на проповедь. Почему Христос сказал "идите, научите все народы". По Любви, потому что не знают люди. Идут — и попадают в "сети" дьявола.