Проект благотворительного фонда "Начало жизни" Подробнее

Сущность Бога

14.07.2023

Из беседы с Алексеем Ильичем Осиповым на телеканале "Спас"

За литургией священник молится, обращаясь к Богу, со словами: "Ты не познаваем, непостижим, неведом, неизречен". При этом мы всё равно говорим что Бог, в какой-то степени, познаваем. Мы его познаём, как люди. Мы можем к нему приближаться. Каким образом мы непознаваемого Бога познаём?

Дело в том что богословие различает два момента по отношению к Богу, когда мы говорим о Его познании. Один из них касается того, что на философском языке выражается термином "Сущность" Бога. И мы говорим: "Что это такое? Не спрашивайте..". То есть сущность непознаваема. Но с другой стороны мы говорим "Мы познаём Бога". В чём? В Его действиях.

Мы познаём Бога по Его действиям

Например, ум, мы видим? Нет. А говорят "ну и дурак же" или "ой, какой умница". То есть по каким-то действиям мы познаём ум.

Так и здесь, по действиям Бога мы познаём, мы говорим: Он Благ, Милосерд, Справедлив. Он есть Любовь, Вседержитель, Творец. Всё это те свойства, которым мы можем видеть и постигать. Но говорить "по существу" мы не можем. Впрочем, не только о Боге, но ни об одном человеке мы не можем. 

Человек сотворён по образу и подобию Божию. Он именно сотворён, чтобы быть в общении с Богом. А общение это что такое? Это и есть познание. 

Помните библейские слова, очень интересные. Сотворены Адам, потом Ева. Потом согрешили. И вдруг потом мы на ходим интересную фразу: "Адам познал Еву". Вступил в брак то есть. Познание что такое? Это единение. Это соединение. 

Так и здесь тоже. Оказывается человек сотворён по образу Божию. То есть дух человеческий с духом Божиим может вступить в единение. И это единение называется познанием.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Это очень короткая фраза. Но посмотрите сколько на эту тему трудов у святых отцов. Что это такое — чистое сердце? Как это возможно его очистить? Какие здесь законы существуют. 

Вот почему настолько необходимо знание и обращение к трудам святых отцов. Потому что они прошли этот путь: от обычного нашего "страстного" состояния к чистоте сердца. Они прошли этот путь, описали его и указали, какие препятствия, какие законы, какие критерии правильной духовной жизни. 

А какие эти критерии? Понятно что их не опишешь в нескольких словах. Но есть один настолько сильный, радикальный, основной. Без которого все прочие критерии не будут работать надлежащим образом. Есть такой критерий, и он чрезвычайно важный. Об этом критерии очень хорошо сказал преподобный Пётр Дамаскин, святой 12-го века.

Первым признаком начинающегося здоровья души является видение грехов своих, бесчисленных как песок морской.

Вы обратите внимание, что мы называем признаком святости? "Ой, чудеса"... "Чудеса" ли? Кассиан Римлянин пишет:

Чудеса, вызывая удивление, мало способствуют христианской жизни. Можно видеть чудеса, можно верить в Бога или в того святого, который творит чудеса, и быть таким, каким я был таким и остался. Нет. Признаком начинающейся чистоты сердца, правильной духовной жизни является открывающееся зрелище того, насколько я, оказывается, поражён страстями. 

Можешь не осуждать? Нет. Можешь не завидовать? Нет. Можешь не раздражаться? Нет. Можешь не лукавить? Нет. А что тогда ты можешь? С какой стороны ни тронь человека: всё... Но это постепенно открывается при сравнении своей реальной жизни с Евангелием. Не с "общечеловеческой моралью", а с Евангелием. И это первый признак, благодаря которому человек может понимать "Я стою на той дорожке. Хоть может быть и не иду, но хотя-бы смотрю туда".