Как ответить на оскорбление?

13.07.2023

Ситуация эта очень непростая, поскольку зависит от очень многих обстоятельств.

Например, однажды был такой случай: к Варсонофию Великому подошел один монах, и спросил: "отче, как мне быть в отношении моего брата (другого монаха), который при всех, без всякого повода и каких-то оснований вдруг начал меня оскорблять?"

Варсонофий Великий говорит: "ты как себя вёл?".

Он говорит: "Я молчал".  И продолжил: "Нужно ли мне сейчас пойти к тому монаху, который меня оскорбил, и попросить у него прощения? Как это, кажется, принято в нашей монашеской среде."

Варсонофий Великий ответил: "Нет, не надо, не ходи. Не проси прощения. Потому что этот твой брат, который тебя оскорбил без всякой на то причины, может подумать что он поступает правильно и будет продолжать так себя вести. Поэтому молчи".

"А как же всё-таки быть в отношении такого человека, который оскорбляет?". Варсонофий Великий ответил: "Молись таким образом: Господи, помилуй меня и брата моего. И увидишь, если будешь так молиться, как скоро твоя обида исчезнет из твоей души". Вот так учат святые отцы.

Молись таким образом: Господи, помилуй меня и брата моего. И увидишь, если будешь так молиться, как скоро твоя обида исчезнет из твоей души

Я почему и начал с Варсонофия Великого, потому что мы можем сами начать сочинять и говорить как нам относиться. Но мы же не имеем никакого, я бы сказал, ни права, ни духовного опыта, не имеем даже христианской жизни. Поэтому все наши ответы будут носить характер рассуждений. А вот то, что советуют святые отцы, это действительно является для нас очень важным научением. 

Но в то же время, тот факт, что монах пришел к Варсонофию Великому и спросил его как быть, говорит и о другом. Что действительно в монашеской среде принято было всегда, что если тебя кто-то оскорбит, обидит, то лучше ты попроси у него прощения. Не смирится ли и не поймет тогда своей ошибки тот брат, к которому ты обращаешься с этим. 

Так что видите, Новозаветное учение об обиде носит, я бы сказал, характер значительно отличающийся от мирских представлений и даже от Ветхого завета. В Ветхом завете, Христос об этом Сам говорил, сказано: возлюби ближнего и возненавидь врага своего.

А Христос ответил на это:

Любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас и творящих вам напасть.

При этом очень важно обратить внимание вот на что: в нашем русском и славянском переводе мы употребляем только одно слово: "Любите". А нужно обратить внимание что в греческом языке есть несколько слов, которые на наш язык, к сожалению, переводятся одним словом "Любить". А эти слова имеют существенное различие. Потому что, одно дело — греческое слово "Агапи", что означает равное, доброе отношение ко всем людям, независимо от того враг ли, друг ли он — кем бы он ни был. Доброе отношение, нежелание никому никакого зла. Желание всем добра, кем бы ни был этот человек. Это "Агапи", то есть любовь всеобщая.

А есть совсем другая любовь. Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что есть и любовь, которая на греческом языке выражается словом "Эндиафитос". Это любовь глубокая, сердечная. Это редкая любовь, которая встречается между людьми. Эта любовь не заповедана нам, потому что она происходит только между очень родственными и близкими по духу, по убеждениям и по сердечному влечению душами. Так и сам Христос имел особую любовь к Иоанну Богослову, возлюбленному ученику. Это "эндиафитос", но нам заповедана любовь "агапи", которая, конечно же, может иметь очень разные степени.

Степень этой любви, в отношении даже к тем же обидчикам, может быть очень различной. Её великолепно выразил святой Исаак Сирин, когда он сказал:

"Что есть сердце милующее? Это есть возгорение сердца о всякой твари: о пресмыкающихся, о гадах, о птицах, о четвероногих, о людях, о врагах истины, о самих демонах, и не может без слёз смотреть на страдание кого бы то ни было."
Святой Исаак Сирин

И завершает свое это слово так: "Такой человек, если бы он десятикратно в день был сжигаем за любовь к людям, не удовлетворился бы этим". Вот до какой степени может дойти эта любовь, агапическая. Даже о любви к демонам, а не только к врагам.

Вот какая степень любви может быть. К кому? К любому обидчику, как таковому. Но чтобы достичь этой любви, тот же Исаак Сирин, называя эту любовь Божественной, пишет:

Невозможно приобрести эту любовь, не искоренив страсти.

Поэтому способом приобретения этой любви является только правильная духовная жизнь.