Проект благотворительного фонда "Начало жизни" Подробнее

Что такое спасение?

В Евангелии мы читаем чрезвычайно важные для нас слова:

Иже веру имеет и крестится — спасен будет. А кто не имеет веры — осуждён будет

Кто имеет веру и крестится. Значит имение и неимение веры — от этого напрямую зависит спасение нашей с вами души. И вот сегодня утром, на обедне, я у отцов спросил: "Вы можете на пальцах, за пять минут, объяснить, что такое спасение? Как вы его понимаете?".

Мы постоянно говорим "Господи, помилуй, Господи, спаси, даруй нам, Господи, крест свой донести". "Пресвятая Богородице, спаси нас". Постоянно говорим. И целью нашей жизни в конце концов является спасение души

А вот что это такое? Как это осознать, представить, вникнуть? Где мы находимся, на каком этапе нашей с вами духовной жизни? На какой ступеньке? Где мы на этом пути спасения? 

Все письма святых отцов заканчивались словами: "Будь здрав, спасайся". Так что же такое "спасение". Постараюсь объяснить, как я сам лично, для себя, переживал спасение и мысль о спасении, когда пришел к вере. 

Слушайте внимательно. Безбожная жизнь до 17 лет. Чудом встретил верующего человека. Чудом обрёл Евангелие. И после прочтения Евангелия стало понятно: два пути. Один к Богу, другой от Него. Две жизни: одна с Богом, другая без Него. Два пути после воскресения: рай и ад. Как сделать так, чтобы оказаться в раю с Богом и не оказаться в аду без Бога? Евангельский путь. А, точно. И начал задумываться: а моя личная жизнь соответствует Евангелию, или нет?

Будьте милосердны, как милосерд Отец ваш небесный.Будьте святы, как свят Отец ваш небесный.Как хотите чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Или нагорная проповедь. Сокращенное Евангелие, в нравственном плане, это 5, 6 и 7 глава от Матфея. Ну хорошо, я сам себе сказал "Вот я так постараюсь жить". И начал так жить. И что вы думаете? А ничего не получается. Вот я понимал что не надо так думать, а я так думаю. Я понимал, что не надо так говорить, но я продолжал говорить. Я понимал, что не надо так делать, но старался не делать. А ничего не получается. 

Одних человеческих сил, чтобы жить по Евангелию, недостаточно.

Недостаточно одной только веры, необходимо еще крещение. Не только водой, но еще и духом. Я начал искать выход. А где взять силы, чтобы на самом деле начать жить по Евангелию и чтобы что-то менялось в жизни? 

И вот тогда, впервые, "нарисовалась" церковь. Со священниками. С исповедью. С таинствами. И с благодатью. Благодать, которая даёт силы на самом деле не только читать Евангелие, не только веровать что Бог есть и Христос есть. 

Как кто-то из святых сказал: "У еретиков вы найдёте Крест, Евангелие, иконы, храмы. У еретиков вы не найдете Церкви, не найдёте Благодати и не найдёте Спасения".

Евангелие у всех есть. А дальше?

И возникает вопрос благодати, которая помогает идти по пути спасения. Мало одного только человеческого желания. Как апостол Павел говорит: "Благодатью мы спасены". И это не от нас. Это дар Божий. А дар Божий, на что? Просто так? "Дар" — значит всем подряд так просто раздаётся? Нет. 

А Исаак Сирин говорит: 

Спасение даётся не подвигом, не молитвой, не делами милосердия, не внешним подвигом. Благодать и спасение даётся проистекающим от них смирением.

Что бы я ни делал и как бы я ни старался исполнить Евангелие, это будет невозможно. "Когда сотворите всё, повелённое вам, скажите мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать." Но мы даже этого не можем сказать. 

В чём состоит спасение?

И в чём состоит спасение? А спасение состоит в начале. В обнаружении того, кто ты перед Богом. Вот Бог хочет чтобы мы были детьми божиими. Дети должны быть похожи на своих родителей. Я похож на Бога? Нет. А кто мне об этом говорит? Евангелие. А надо так жить? Надо. А своих сил хватает? Нет. 

Кто по-настоящему захочет жить по Евангелию, тот поймет — это невозможно без благодати Божией. Без Церкви, таинств, отцов, Евангелия, толкований, духовника, молитв, правил, добрых дел. 

Поэтому мы должны быть перед Богом, перед церковью, перед людьми, не просто хорошими людьми. Этого мало. Мы должны быть святыми. Хорошие люди — им место на доске почёта. А святым место в раю. Поэтому и апостол говорит: 

Будьте святы, как свят Отец ваш небесный

И спасение заключается в том, чтобы мы этот путь, который кажется таким невероятным, проходили настолько, насколько это возможно для нас. Исправляя с помощью благодати Божией своего внутреннего гнилого человека. И, почти до бесконечности, больного. 

Мы же можем оценить своё физическое здоровье по определенным параметрам: анализ крови, экг и так далее. Почему же мы, "отходив" 5, 10, 20 лет в храм, не можем оценить своё духовное здоровье? А какие основные показатели "нездоровья"? Любой скажет: температура, плохие показатели крови, плохое ЭКГ, сердцебиение и т.д. 

У отцов есть понятие о восьми основных человеческих духовных болезнях. И их легко запомнить парами. Святые отцы говорят что их 8, основных болезней:

  • От чревоугодия рождается блуд;
  • От тщеславия рождается гордость;
  • От сребролюбия рождается гнев;
  • А от печали рождается уныние.

Эти "пары" легко запомнить. А кто сходу сможет назвать 8 добродетелей. Вот это было то, какими мы не должны быть. А какими же мы должны быть?

Вот мы чего-то делаем, живём, куда-то идём. Мало понимать что есть эти духовные болезни, надо знать какие нужны добродетели. 

А об этом будут говорить другие отцы в следующих проповедях. 

Это лишь моё предисловие к тому долгому и сложному пути, по которому мы с вами должны пойти. Потому что вера должна быть осознанной. Хотя, вроде бы это несовместимые вещи. 

Дай Бог всем вам, имеющим уши, услышать, а имеющим языки и ум, возглаголить. Аминь.

И ещё, пока мы в теме. Мы говорим "Мы спасены во Христе Иисусе". Спасены, и что? А, значит ничего делать не надо? Представьте себе человека в лесу. Шел шел, и упал в яму. Яма трёхметровая. С вертикальными краями. Сидел сидел, звал. Через неделю нашли его, и скинули ему верёвку. В эту яму. И он как заорёт "Я спасён! Меня спасли!". А дальше что? А кто по этой верёвке лезть будет? Он. Церковь — верёвку таинств, верёвку благодати. А ползти кто будет? Если ты сам не будешь, и верёвку то не найдешь. Так и будешь сидеть в этой яме. 

Наш труд, насколько это от нас возможно, со смирением, и помощью благодати Божией, это и есть дело нашего спасения. Дело Божеское, и дело человеческое. Их взаимный союз. 

Аминь.

———

Беседа Архимандрита Мелхиседека (Артюхина)